Ориентирование на маркированной трассе с электронной отметкой.

Как создать жизнеспособную дисциплину в ориентировании (прежде всего, лыжном) на базе существующей маркированной трассы – вот в чем вопрос. Прежде всего, разберемся, зачем менять существующие правила.

Маркированная трасса в ее нынешнем виде несостоятельна как вид соревновательной программы. Для тренировок и междусобойчиков – пожалуйста, а вот для серьезных соревнований – нет. В чем состоят ее основные недостатки?

Первое – подсчет штрафного времени. Он весьма субъективен, длителен, трудоемок и подвержен воздействию человеческого фактора. Протыкание бумажной карты булавочным острием оставляет различные по диаметру и форме отверстия. Иногда булавочный укол трудно заметить судьям, обрабатывающим карты, иногда наоборот, дырка в карте имеет вид выходного отверстия пулевого выстрела. При нахождении прокола на грани допустимого лимита оценщик принимает субъективное решение ценой в одну минуту. Мишени, нанесенные на обратную сторону карты, ускоряют процесс подсчета, но не улучшают ситуацию в целом. К тому же, человеку свойственно ошибаться, оценщик может пропустить тот или иной ошибочный прокол, не заметить лишний прокол и т. д. Итак, мы имеем длительный по времени, субъективный и не свободный от ошибок процесс. В итоге публикация протоколов переносится на следующий день, потом начинаются жалобы и протесты, результаты пересматриваются, в общем, полный, извините за выражение, бардак. Не верите? Давайте подсчитаем. Предположим, судьям предстоит обработать 250-300 карт. Желательно, чтобы одну группу обрабатывал один оценщик, а затем проверял другой, иначе возможны ошибки и разночтения в спорных ситуациях, хотя и в таком раскладе вероятность человеческой ошибки не равна нулю. Возьмем в качестве примера маркировку в Юкках позапрошлой зимой. Мне лично пришлось обработать около 100 карт с 20 проколами на каждой. Наметанный глаз начдиста позволяет довольно быстро нарисовать нули там, где прокол находится в пределах одного миллиметра от правильной точки, но рядовой судья будет тратить в среднем 10 секунд на оценку каждого КП без штрафа и 15-20 секунд на измерение в том случае, когда штраф надо вычислять. Итого имеем около 5-6 минут на карту. Реально можно сократить время до 3-4 минут, то есть, обрабатывать 15-20 карт в час. При наличии трех оценщиков (а лучше шести – с учетом проверяющих) 300 карт обрабатываются за 5-6 часов. Это время, но это и деньги – шесть судейских сверхурочных «трудодней» надо оплатить. Пожалуй, хватит о грустном, здесь и так все ясно.

Второе – объективность результатов, а точнее проблема подсказок. При «карандашной отметке» воспользоваться подсказкой можно было только до следующего КП, при электронной – полная свобода. Кто не видел на дистанции «спортсменов», тыкающих пальцем, а то и булавкой в карту друзей-соперников, пусть первым бросит в меня камень.

Третье – карта участника. Ее необходимо пронумеровать, проследить, чтобы номер на карте соответствовал номеру участника. Затем ее кладут на планшет. Стандартный планшет для лыжного ориентирования в заданном направлении не годится – через плотную защитную пленку нельзя проколоть карту, лежащую, к тому же, на жесткой основе. Тут и открытую карту проколоть насквозь непросто. Умельцы крепят открытую карту скотчем к планшету. Потом на финише судьи отдирают скотч с риском повредить карту. Но это еще полбеды. Представьте себе Уле-Эйнара Бьорндалена на финише маркировки. Вам хочется обсчитывать карту, залитую замерзшим содержимым носового отверстия? Мне лично не очень. И не дай Бог, если хоть одна карта исчезнет, или на ней будет написан неправильный номер, а такое случалось не раз. Как прикажете считать такой результат? К тому же спортсмен получает свою карту только на следующем старте, а те, для кого этот старт был последним в сезоне, так и не имеют возможности получить ее обратно.

Решение многих (хотя и не всех) из перечисленных выше проблем лежит на поверхности. Надо всего лишь скрестить ужа с ежом и получить свои полтора метра добротной колючей проволоки. Существует официальный вид ориентирования – trail orienteering – который не предусматривает учета времени прохождения дистанции, но кто мешает устранить этот недостаток? Напомним вкратце суть этого вида. Участник получает карту с нанесенными КП, пронумерованными в порядке прохождения и снабженными легендами. На местности каждый КП оборудуется несколькими призмами (обычно пятью, с индексами А, В, С, D, Е), одна из которых находится в точке, указанной на карте, а остальные – рядом, в параллельных ситуациях. Допускается так называемый нулевой вариант, когда ни одна из призм не находится в правильной точке. Участник должен принять решение, какая из них правильная, и сделать соответствующую отметку. Победитель определяется по наибольшему количеству правильных решений, а при равенстве – по дополнительным показателям (на нескольких КП производится засечка времени на принятие решения).

Суть ясна, остается только адаптировать эти правила к реалиям зимней маркировки. Прежде всего, нужна размеченная трасса, это и есть основной элемент маркированной трассы. С этим проблем нет, она потому и называется маркированной трассой.  Далее желательно убрать порядковую нумерацию КП, чтобы спортсмен не знал заранее, куда его приведет дистанция, иначе все ориентирование сведется к работе непосредственно в точке КП. Вместо подсчета правильных решений ввести штрафное время за неверное решение – 1 минута или 1 штрафной круг. Остается только решить, где располагать станции для отметки, а также определить допустимое расстояние на местности между истинной точкой и «ложными» КП.

Чтобы избежать длительных остановок, раздумий, а также дать возможность ориентироваться на выходе по задним привязкам, станции для отметки необходимо расположить после того, как участник увидит все знаки КП, относящиеся к своему «семейству». Необходимо установить на одну станцию больше, чем количество КП (с учетом нулевого варианта – станция с индексом Х). Правильнее всего было бы иметь как можно больше «ложных» КП на местности, но это будет означать использование большого количества станций, поэтому достаточно иметь по 2-3 КП в каждом семействе и, соответственно 3-4 станции на выходе. Это будет означать, что при попытке действовать наугад  среднестатистический штраф при каждой отметке составит 0,67 – 0,75 единицы (минуты или круга). Если на каждом километре трассы располагать в среднем по два семейства КП, это составит 1,33 – 1,5 единицы на километр. Максимум штрафа при полнм невежестве в ориентировании составит 2 минуты на километр. Немного, но вполне достаточно, чтобы выявить сильнейшего ориентировщика, а не лыжника-гонщика. В биатлоне, кстати, максимальный штраф составляет от 1 минуты (мужская гонка на 20 км) до 2 кругов (женская гонка преследования на 10 км) на километр. Вполне сопоставимые цифры.

Следующий вопрос – допустимое приближение «ложных» КП к истинным точкам. Логично было бы считать, что «ложный» КП на местности не должен находиться внутри кружка КП, нанесенного на карту. Если наносить на карту кружки стандартного диаметра 6 мм (радиус кружка, соответственно, равен 3 мм), допустимое расстояние не должно быть меньше 15 м для карт масштаба 1:5000, 22,5 м для карт масштаба 1:7500 и 30 м для карт-стометровок. Это чуть больше, чем льготный радиус (2 мм) при оценке штрафа по существующим правилам, но также выглядит вполне разумно, особенно если учесть, что зимой по техническим причинам призма зачастую располагается в пределах 5 - 10 м от ориентира, а это и есть примерно лишний миллиметр на карте.

Один из важнейших вопросов – оформление карты. На карту наносим точку начала ориентирования и несколько кружков КП. Сколько именно? В принципе, минимум – по количеству семейств КП, верхнего предела нет, но, опять же, вполне логично нанести столько кружков, сколько КП (не семейств КП, а именно призм) оборудовано на местности. Желательно также указать на поле карты порядок прохождения и количество КП в каждом семействе, особенно в том случае, если есть срезки на более короткие трассы. Это будет выглядеть примерно так: 1АВ-2АВС-3АВС-4АВ-5АВС-6АВС-7АВ-8АВС-9АВ-10АВС для основной трассы с 10 семействами КП, 1АВ-2АВС-3АВС-8АВС-9АВ-10АВС для трассы со срезкой после третьего семейства КП.

Вопрос о том, какие карты (зимние или летние) использовать, решается гибко. Если используется район с большим количеством лыжных трасс и лыжней, лучше использовать зимний вариант. Если трасса готовится в «диком» районе со сложной, насыщенной рельефом и мелкими деталями картой, позволяющей определять свое местоположение практически в любой точке, лучше использовать летний вариант.

Разные возрастные и квалификационные группы участников могут иметь свой набор ложных и правильных КП на карте, чтобы затруднить возможность взаимопомощи и сотрудничества на дистанции. Возможен вариант увеличения длины дистанции за счет повторного прохождения трассы, в этом случае на второй круг участник получает карту с другим набором КП.  В эстафетном варианте можно применять рассеивание, выдавая три варианта карты при трехэтапной эстафете.

Следующий вопрос – оборудование трассы. Призмы с табличками 1А, 1В (а также 1С при трех КП в семействе) располагаются вдоль трассы так, чтобы они были хорошо заметны при движении. Далее оборудуется мини-рубеж номер 1 с тремя-четырьмя станциями, имеющими индексы 1А, 1В (1С) и 1Х для нулевого варианта. Затем идут призмы 2А, 2В, 2С, мини-рубеж номер 2 и так далее. Общее количество КП и номер последнего мини-рубежа понятен участнику, исходя из нумерации на полях карты, о чем говорилось выше.

Остается еще один важный вопрос – как быть, если электроника не сработает. В этом случае самый простой вариант – исключить данный КП из подсчета результатов, хотя можно прибегнуть и к запасной отметке компостером на поле карты (зимой это очень неудобно, лучше просто исключить данный КП из рассмотрения). Как бороться с лишними отметками, ведь можно отметиться сразу на всех станциях, тогда наверняка угадаешь? Очень просто – при считывании результатов будут учитываться, например, первые 10 отметок при 10 семействах КП. Тогда каждая лишняя отметка дает штраф и выбивает из рассмотрения последние отметки, даже если они были правильными. Отсутствие отметки на одной из станций мини-рубежа может свидетельствовать о том, что спортсмен «срезал» дистанцию, а это влечет за собой дисквалификацию. Однако чтобы не аннулировать результат, если просто была допущена неумышленная оплошность при отметке, можно штрафовать отсутствие такой отметки пятью минутами, в этом случае умышленный пропуск одного мини-рубежа будет невыгоден. При отсутствии двух и более отметок результат должен быть аннулирован, поскольку это может свидетельствовать о том, что спортсмен заведомо не прошел всю дистанцию.

Подведем итоги. Новый вид программы позволяет провести динамичные соревнования по лыжному ориентированию, в том числе и с использованием хорошо подготовленных стандартных лыжных трасс. Конечно, ценность такого ориентирования уменьшается по сравнению с классической маркировкой, но это общая тенденция не только в ориентировании, но и в современном спорте в целом (например, в биатлоне, где максимальный штраф в спринте составляет всего 15% от общей длины дистанции). А возьмите летнее парковое ориентирование, это ведь «беговуха» в чистом виде, но ведь прижилось же, пользуется популярностью и среди элиты, и среди детей, вспомните, хотя бы, «Снежную тропу». Плюсы «электронной маркировки» налицо. Оперативный подсчет результатов, объективность, возможность использования участником стандартного зимнего планшета, возврат карты участника в день соревнований – таковы основные преимущества нового вида программы, который можно использовать и при ориентировании на велосипедах и при желании даже бегом.

А. Ширинян

.
© Все права защищены. Текст и дизайн: Анатолий Шелёхин. Разработка и администрирование: Василий Мысляев.